墨絵 SUMIE
СУМИЭ - вид монохромной живописи в которой используется чёрная тушь и широкая гамма серых тонов, возникающих при смешении туши с водой.
В переводе с японского "сумиэ" обозначает - рисование тушью (суми-тушь, э - рисунок). Традиция сумиэ, история которой насчитывает более тысячи лет, берёт своё начало в императорских дворцах Китая VII в. Сумиэ появляется в период Тан (618-907г.) и достигает вершины своего развития в периоды Сун (960-1271г.) и Юань (1271-1368г.) В это же время сумиэ начинает оказывать влияние на сложение живописных традиций в Корее и Японии. Считается, что монохромная живопись окончательно прижилась в японской культуре к концу периода Камакура, т.е. к началу XIV в. В течение предыдущих веков, с периода Хэйан ( IX-XII в.) до периода Камакура (XII-XIV в.), странствующие буддийские монахи способствовали распространению в Японии многих элементов китайской культуры, в том числе живописных стилей, появившихся в периоды Сун и Юань. Японские монахи считали, что чёрно-белое изображение приучает к дисциплине и способствует развитию концентрации и внимания, поэтому они использовали сумиэ в качестве дзэн-упражнений. Собственно поэтому сумиэ считается чем-то сродни медитативным техникам. Искусство, которое возвращает покой, позволяет раскрыть творческие способности и дарит возможность любования красотой!
Начало периода Камакура (XII в.) знаменовалось расцветом новых буддийских сект, особенно дзэн, было построено множество буддийских храмов. К концу периода Камакура влияние культуры дзэн стало преобладающим по всей Японии, а духовные приоритеты дзэнских монастырей распространились по всем монашеским общинам. В период Муромати (XIV-XVI в.) многие монахи, изучавшие китайскую монохромную живопись, начали создавать оригинальные работы, которые с самого своего появления стали называться "сумиэ".
Сумиэ - не просто живописный стиль, художественная выразительность которого базируется исключительно на использовании чёрной туши. Это один из видов искусства, возникших в японском климате, в рамках эстетических предпочтений японцев, воспринявших китайские традиции. По мере развития техники и расширения сюжетного круга, сумиэ стало больше, чем просто увлечением или обучающей практикой для монахов, и вскоре появились монахи, профессионально занимающиеся живописью. Знаменитый японский художник Сэссю ( 1420-1506 г.), достигший совершенства в сумиэ и установивший определённый уровень для следующих поколений японских художников, был дзэнским монахом в монастыре Сёкокудзи в Киото. В его пейзажных работах осени и зимы видна блестящая абстрактная интерпретация природы. Он изучил различные стили китайской монохромной живописи и создал собственные приёмы художественной выразительности. Хотя японские художники учились на примере китайского искусства, но в течение столетий они выработали свой собственный стиль, который базируется на знании нескольких простых технических приёмов. Задача сумиэ заключается в том, чтобы уловить сущность предмета, перенести его на бумагу, оставив в стороне все ненужные детали. Простыми движениями кисти и живописным стилем художник сумиэ выявляет дух природы. Он отказывается от цвета, предпочитая ему чёрную тушь со множеством оттенков, выстраивая гармонию при помощи теней и нюансов, как если бы он играл на музыкальном инструменте. В сумиэ воплощаются такие эстетические категории японского искусства, как ваби (тонкий вкус ) и саби (изысканная простота). Сочетание простого и изящного отличает работы великих мастеров этого вида искусства - Ноами, Сэссю, Хосэгава Тохаку, Таварая Сотацу, Икэно Тайга, Ёса Бусон и др.
Для создания произведений в технике сумиэ необходимо поддерживать настроение созерцания и размышления, сочетая этот настрой с техническими приёмами. В основе техники лежит овладение навыком 4-х мазков, получивших название -"бамбук", " дикая орхидея", "хризантема" и "слива". Эти мазки иногда называют " четырьмя благородными господинами", так как эти растения , в честь которых названы мазки, очень почитаются на Востоке и олицетворяют благородные качества. Бамбук рассматривают, как образ преданного друга из-за его твёрдых и прямых стеблей, орхидею сравнивают с целомудренным человеком из-за её сильного аромата, хризантема - воплощение непритязательного аскета - отшельника, а слива является символом человека с сильным характером. Первые четыре рисунка, с которых начинают изучение живописи сумиэ, должны быть изображения бамбука, дикой орхидеи, хризантемы и сливы. Изображение бамбука позволяет освоить короткие, энергичные мазки, рисование орхидеи предоставляет начинающему художнику прекрасную возможность попрактиковаться в отработке чётких и гибких движений руки. Изображение сливы позволяет научиться как тонким изящным линиям, так и толстым мазкам, рисунок хризантемы, являясь более сложным, позволит освоить технику наложения теней. Эти четыре растения дадут возможность изучить технику традиционной восточной живописи, начиная с простых базовых понятий и постепенно перейти к более сложным приёмам. Эти растения являются излюбленными образами старинной китайской поэзии и литературы. В японской культуре орхидея - символ весны, бамбук - лета, хризантема - осени, слива- зимы. Сезонность - характерная черта японской культуры.
Принципы Сумиэ:
- Суми-э основана на вдохновении и индивидуальности.
- Недопустима никакая медлительность.
- Рисунок выполняется без эскизов и набросков карандашом и без исправлений.
- Каждый штрих должен быть красивый, каждый мазок - завершающий.
- Технику мазков нужно довести до автоматизма, чтобы они получались также легко, как пишутся буквы, оставляя разум свободным для чувств.
- Композиция должна вызывать ощущение присутствия полной палитры красок.
- Кисть нужно держать очень легко, не сжимая пальцами, чтобы она могла легко скользить по бумаге.
- Художники суми-э называют кисть " живой ", " танцующей", " резвящейся".
- Суми-э индивидуально, как почерк человека.
- Концентрация и внимание в процессе рисования.
- Настроение созерцания и размышления.
Материалы для Сумиэ:
- Тушь твёрдая в брусочках или жидкая.
- Камень для растирания твёрдой туши (судзури) или фарфоровая чашечка для жидкой туши.
- Остроконечные кисти из натурального ворса.
- Бумага, которая хорошо впитывает влагу (обычно используют "рисовую бумагу").
- Ёмкость с водой для промывания кистей.
- Бумажные салфетки.
- Пластиковая или керамическая палитра для получения тонов.
- Бумага для отработки мазков (по типу газетной).
Хорошо ли вы рисуете или не умеете вовсе, прислушайтесь к своему внутреннему голосу, почувствуйте дух природы своим сердцем и создайте мир тишины и спокойствия, что и есть дух сумиэ. Рисуйте как можно больше в этой технике, и вы поймёте сущность природы, и в один прекрасный день ваше искусство удивит и вас, и окружающих.