| RU | JP | EN |
 
BUJUTSU
БОЕВЫЕ ИСКУССТВА
 
ZEN
ДЗАДЗЭН-МЕДИТАЦИЯ
 
NIHONGO
ЯПОНСКИЙ ЯЗЫК
 
IKEBANA
АРАНЖИРОВКА ЦВЕТОВ
 

CHADO

ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ
 

ART Студия

ИСКУССТВО, ДИЗАЙН
 

Shogi | Go 

ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ
 

Образование

КУЛЬТУРА, ТВОРЧЕСТВО
 
JP-BY
ИНФОРМАЦИЯ, ФАКТЫ
 
СТАТЬИ

Икэбана - искусство аранжировки цветов


Считается, что традиционное японское искусство составления цветочной композиции «икэбана» появляется в этой стране не ранее эпохи Асикага (1368-1493), а именно, в период правления Сёгуна Асикага Ёсимаса (1443-1490). Разумеется, и в более ранние эпохи японцы украшали свои дома и святилища цветами, но что это были за аранжировки – судить трудно, так как никаких достоверных описаний подобных композиций не сохранилось. Распространено мнение, что икэбана впервые появляется как «бескровная жертва» – подношение Будде в буддийских монастырях в 6-ом веке н.э.  Цветочные подношения назывались кугэ, и их располагали строго симметрично, справа и слева от алтаря. Возможно также и то, что «секреты» составления светских цветочных композиций проникли в Японию из Китая в эпоху правления династии Тан (618-907). Так, например, на фресках погребальной камеры Принца Ли Сянь (652-684) изображены придворные дамы, несущие в руках низкие вазы с цветами. Подобные аранжировки назывались кабон, или цветы на подносах и ими украшались пиршественные залы китайских аристократов. Принимая во внимание тесные связи Японии и Танского Китая, можно предположить, что помимо цветочных композиций кугэ, японцы перенимали с материка и светские композиции кабон. Во второй половине 15-го века в Японии появляется стиль цветочной аранжировки Рикка. Считается, что Рикка впервые составил в 1462 году настоятель буддийского монастыря Роккакудо – Сэнкэй Икэнобо. Композиция Рикка асимметрична и проникнута буддийской космогонией. Основных ветвей семь. Первая ветвь Рё символизирует горный пик, вторая ветвь Гаку – холм, третья ветвь Ро изображает водопад или каскад, четвертая ветвь Си представляет собой город у бурных потоков, пятая ветвь Би символизирует долину, шестая ветвь Ё или солнечное сияние, мужское начало Ян, седьмая ветвь Инь или женское начало. Помимо Рикка во второй половине 15-го века закладывается основа стиля Тябана или «цветы чайной церемонии». Композициями в стиле Тябана украшали ниши Токонома в чайных павильонах. Для стиля Тябана характерна так называемая «непритязательность», «неискушённость», «рустическое очарование». В конце 16-го века мастера чайной церемонии создают новый стиль цветочной композиции Нагэирэ или «цветы в потоке». Как и Тябана, Нагэирэ отличает изысканная простота, при этом в вазе может быть установлен один единственный цветок, который, тем не менее, способен передать всё очарование данного времени года. 

Составлением композиций подобного рода занимался знаменитый мастер чая Сэнно Рикю (1522-1591). В конце 17-го века и самураев и горожан охватило увлечение новым стилем – Сёка. Считается, что Сёка возникает в результате упрощения стиля Рикка. Количество основных ветвей было сокращено до трех: Тэн (небо), Ти (земля), Дзин (человек). Поэтому новый стиль прозвали Тэн-Ти-Дзин Сёка (живые цветы неба, земли и человека). Следующий виток в развитии икэбана приходится во вторую половину 19-го века и связан с деятельностью мастеров икэбана школы Охара. Во второй половине 19-го века мастера этой школы создали новой, уникальный стиль цветочной аранжировки Морибана. Цветы Морибана устанавливались в низких вазах – поддонах, и производили очень сильное впечатление, они как бы, воссоздавали красоту настоящей «дикой» природы. Наряду с Морибаной мастера школы Охара ввели в употребление «свободную» аранжировку Дзиюка, когда отметались всякие правила, нормы построения цветочных композиций и можно было «вкусить» радость ничем не скованного творческого процесса. 

В эпоху Мэйдзи (1868 – 1912) правительство Японии впервые ввело икэбана в программу обязательного обучения девушек. В эпоху Таймсе (1912 – 1926) и начало эпохи Сёва (1926 – 1989) искусство икебана распространяется во всех слоях японского общества. 

На волне интереса к икебана появляются новые школы аранжировки. В настоящее время их насчитывается около 3.000. К самым известным помимо Икэнобо и Охара следует отнести: Кодзан, Итиё, Сага-горю, Рюсэй-ха, Сансэйдзин, Тико, Согэцу. Говоря о последней, школе Согэцу, следует отметить, что в первой половине 20-го века, эта школа славилась своим авангардизмом. Основатель Согэцу – Софу Тэсигахара (1900 – 1979) мечтал объединить японские традиции с требованиями современности. Софу был известен в Японии и за её пределами как очень талантливый художник – модернист. Собственно, школа Согэцу и поднялась на волне модернизма. Софу рассматривал икэбана как искусство, приближенное к скульптуре. Он ввёл в икэбана доселе неизвестную в Японии практику изготовления огромных инсталляций. Последующие мастера школы Согэцу много экспериментировали, вводили в цветочные композиции помимо живых растений бумагу, металлическую проволку, пластик и пр. 

В школе Согэцу тоже следуют определенным правилам при построении композиций на первых этапах обучения. При этом по традиции предпочтением пользуется трехмерные аранжировки, основу которых составляют три главных ветви, а именно: большая ветвь Син, средняя ветвь Соэ и малая ветвь Хикаэ. Как правило, в обязательных композициях используются не более двух – трех видов растений.  Ветви Син и Соэ – древесные породы, позволяющие выявить линию конструкции, для Хикаэ выбирают цветущие растения.  Пространство, образованное Син, Соэ и Хикаэ, как бы костяк композиции заполняют цветами и небольшими ветками. Так называемые «школьные» композиции Согэцу разделяют две основных группы: аранжировки в высоких вазах Нагэирэ, и композиции в низких вазах – поддонах Морибана. 

Обучение начинается с овладения навыками построения одной из вариаций композиций Морибана – Риссинкэй. Материалы композиции крепятся к специальной игольчатой подставке кэндзан, которую помещают на дне вазы ближе к зрителю и слева. Мысленно в окружность кэндзан вписывается равносторонний треугольник: основание треугольника к зрителю, вершина от него. Самая большая ветка Син становится на иглы кэндзан почти вертикально, затем отклоняется от воображаемого перпендикуляра на 10 – 15 градусов направлением к зрителю. Наклон в сторону зрителя обязателен, потому что, лучше представляется красота цветов и ветвей, объект любования направляется на зрителей. Ветка Син устанавливается в точке, соответствующей вершине воображаемого треугольника. Затем устанавливается средняя ветвь Соэ в левой крайней точке при основании воображаемого треугольника. Соэ наклоняют под углом примерно в 45 градусов. Самую короткую ветвь Хикаэ крепят на иглах кэндзан в крайней правой точке и наклоняют на 75 градусов. Три ветви образуют четыре плоскостей и создают пространство, подобное перевернутой призме, вершина, которая, как бы «вонзается» в дно вазы. Данное пространство затем и заполняется оставшимся материалом: цветами и ветками. После заполнения пространства оставшиеся цветы и ветки употребляют для «сокрытия» основания композиции и кэндзан. Аранжировка в стиле Морибана, как бы, естественно производит впечатление живой крошечной поляны. Так называемые «школьные» композиции Согэцу не самоцель, а старт к настоящему, свободному творчеству. Обязательная программа обучения включает в себя и такие темы как аранжировка цветов в массе, создание композиции с преобладанием кривых линий, с преобладанием «ломаных» линий, с преобладанием кривых и ломаных линий, работа с растениями только одного вида, установка цветов в низких вазах - поддонах без использования Кэндзан и прочих держателей, намеренный показ основания композиции (в Морибана и Нагэирэ основание обязательно скрывается) и пр. 

В курс обучения Согэцу входят также семинары, посвященные созданию инсталляции, подвесных композиций – мобилей, рельефов и коллажей. До Тэсигахара Софу, икэбана рассматривалась как “келейное”, камерное искусство, Софу первым начал использовать цветочные композиции для украшения музейных залов, вокзальных станций, витрин универмагов, он вывел икэбану “на воздух” под открытое небо, цветочными инсталяциями стали украшать городские площади и парки. В настоящее время искусство икэбаны распространилось по всему миру. Икэбаной занимаются как люди творческих профессий: художники, скульпторы, дизайнеры, фотографы, архитекторы, так и самая “неискушенная публика”. Можно сказать, что современная икэбана дарует радость творчества всем нам без исключения. И мы благодарны нашим японским наставникам-сэнсэям за их подвижничество в деле раскрытия Пути Цветка всему миру.