| RU | JP | EN |
 
BUJUTSU
БОЕВЫЕ ИСКУССТВА
 
ZEN
ДЗАДЗЭН-МЕДИТАЦИЯ
 
NIHONGO
ЯПОНСКИЙ ЯЗЫК
 
IKEBANA
АРАНЖИРОВКА ЦВЕТОВ
 

CHADO

ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ
 

ART Студия

ИСКУССТВО, ДИЗАЙН
 

Shogi | Go 

ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ
 

Образование

КУЛЬТУРА, ТВОРЧЕСТВО
 
JP-BY
ИНФОРМАЦИЯ, ФАКТЫ
 
СТАТЬИ

 

JISSEN NI SONAETE  

подготовка к сражению

От тех, кто овладел духом Будо, из поколения в поколение передаются определенные важные принципы. Чтобы помочь понять дух боевых искусств и выработать сознательное отношение к ним, здесь представлены выдержки из сочинений, которые служат руководством в подготовке к поединку. Их практическое приложение в решении вопроса о победе или поражении не является их единственной целью, через них нужно войти в соприкосновение с духом боевых искусств и оценить себя. А затем остается только постоянно и усердно заниматься.
 
SHUGYO: NO KOKOROE  Руководство по тренировке
 
Shoshin ni itaru  
Дух начинающего  
Начинающий, постепенно накапливая опыт, достигает высшего уровня. А затем вновь становится начинающим.
Это верно в отношении военного искусства. Начинающий не знает ни как держать меч, ни как принимать стойку. Его разум не присутствует в теле. Если его атакуют, он отвечает, но у него нет плана действий, т. е. стратегии. По мере того как тело осваивает приемы и положения, их применение и стратегию боя, разум начинающего не может сосредоточиться. Пытаясь нанести удар, он колеблется и становится закрепощенным. Однако по прошествии месяцев и лет тренировок приемы и стойки начинают выполняться без сознательных усилий. Это вновь состояние начинающего. Независимо от препятствий становятся возможными нужные в данный момент движения.
Takuan Zenji, Fudo chishin myoroku
 
Ken Zen itchijo    
Меч и Дзэн — одно
Боевые искусства и Дзэн имеют много общего. Основное, что их объединяет, — это неприятие и даже запрещение привязанности к вещам. Они отмечают огромную важность этого момента. Вне зависимости от того, как вы можете применять приемы, усвоенные вами тайно, вы не сможете победить, если ваш разум, ваши мысли привязаны к самим приемам. В тренировке огромную важность имеет то, чтобы ваши мысли не были зафиксированы, привязаны к движениям соперника или вашим собственным, к удару или блоку.
Yagyu Munenori, Heihoka denshu
 
Uchi to ataru
(бить и попадать) Реальный удар
Нанесение реального удара отличается от спортивного набора очков. Выполняя любой удар, вы должны сначала решить, как это сделать, а затем выполнить его по-настоящему.
Набор очков это только набор очков, даже если при этом прилагается сила, способная убить противника. Нанесение реального удара означает принятие решения умом и полное выполнение этого решения.
Miyamoto Musashi, Gorin no sho
 
Этот аспект очень важен в каратэ-до и связан с kime-waza, завершающими приемами.  Миямото Мусаси никогда не разделял простую точку зрения на то, что победа является важной сама по себе. Одно из положений, которому он учил, заключается в том, что если вы не можете решить, была ли победа результатом вашей собственной силы или простой случайностью, вы никогда не достигнете высокого уровня мастерства.
 
Ken to Tai  
инициатива и выжидание
Если в бою вы проводите атаку с полной целеустремленностью и захватываете инициативу, это называется ken. Если вы не проводите внезапной атаки, а выжидаете действий соперника — это называется tai.
С точки зрения духа и тела хорошо удерживать дух в состоянии сдержанности (tai), а тело в активном положении (ken). Если дух слишком активен, он подвержен срыву, что ведет к саморазрушению. Главное для успеха — это победить соперника, дав ему сделать первое движение. Учитывая это, также говорится, что, даже пребывая духом в ken, а телом в tai, можно извлечь выгоду из того, что соперник начинает первым. Дух, хотя и находящийся в беспрерывном движении, будет в состоянии готовности, а тело, хотя и в спокойном положении, готово к действию. Эти два положения диаметрально противоположны, но значение у них одно: в любом случае вынудить соперника действовать.
Yagyu Munenori, Heihoka denshu
 
Soto wa shizukani uchi wa sekkyokutekini = FuSui no oto wo kiku
Снаружи спокойный, активный внутри = слушать звук ветра и воды
Ken и Tai проявляются как внутри, так и снаружи, не склоняясь ни к тому, ни к другому. Внутри работает ki (внутренняя энергия), двигаясь, всегда во внимании; снаружи — спокойствие:
это соотносится с законами природы. Опять же, если во время мощной атаки разум не вторгается в движения тела и остается спокойным, движения не станут путаными. Если же разум включается в движение, появляется как следствие путаность движений тела. Ken-tai, do-sei проявляются попеременно внутри и снаружи.
Птица на поверхности воды являет собою воплощенное спокойствие, но ее перепончатые лапки в движении. Подобным же образом через многократные тренировки происходит слияние разума (духа) и тела. После этого ваши действия приобретают полную свободу и вы можете достичь высшего уровня боевой тренировки.
Yagyu Munenori, Heihoka denshu
 
 
SEN инициатива
 
Saki ni taiyu: no futatsu ari
Два способа овладения инициативой
Для захвата инициативы применяют tai-no sen и yu-no sen. Прямая атака из боевой стойки — это tai-no sen. Смена стойки и атака с извлечением выгоды из обстоятельств — это yu-no sen.
В tai-no sen не демонстрируется никакого движения, лобовая атака производится из kamae, а защита ведется в соответствии с ситуацией. Это означает: контакт с противником, разрушение его обороны и атака. В этом случае тактика имеет первостепенное значение, приемы — второстепенное.
В yu-no sen атака исходит от бесконечно меняющихся движений, защита — из неизменного положения. Это означает: разрушить положения противника, перехитрить его и атаковать. В этом случае первостепенными являются приемы, а тактические действия второстепенны.
Незнание этих положений и старание победить безрассудно атакуя приводит к поражению. Понимание использования лобовой атаки и неожиданной атаки может стать поворотным моментом в достижении победы или поражения.
Kotoda Yahei, Ittosai sensei kempo sho
 
Teki o utsu ni ichobyo:shi
На одном дыхании
Если дистанция для удара наилучшая, бейте без промедления, на одном дыхании, без предварительных движений. Это называется – ichibyo:shi.
Противник может быть на грани атаки или ухода, и, пока он колеблется, завершайте удар. Хорошо отработайте это; научитесь держать это под контролем, пока не предоставится возможность. Этим нужно овладеть на тренировках.
Miyamoto Musashi, Gorin no sho
 
Ni no koshi no hyo:shi
На два счета
Когда вы выбрали момент для нанесения удара, противник может внезапно отступить или попытаться уклониться. В этот момент сделайте вид, что наносите удар. Противник напряжется, а затем расслабится. Теперь наносите удар без промедления. Другими словами, заставьте противника расслабиться. Это называется – ni no koshi no hyo:shi.
Miyamoto Musashi, Gorin no sho 
 
Mitsu no sen  
Три инициативы
Существует три способа овладения инициативой.
Первый — развивая свою собственную атаку — Ken no sen.
Второй — в момент атаки противника — Tai no sen.
Третий — в одном и другом случае — Tai tai no sen.
В начале любого поединка существуют только эти три способа. В соответствии со способом овладения инициативой победа может быть достигнута быстро.
Добивайтесь победы в момент удара противника. Если он наступает без удара, ждите, пока он действительно нанесет удар. Делайте обманные движения, чтобы спровоцировать его на атаку, и выигрывайте, когда он проводит удар.
  В ken no sen одним из способов является сохранение тела неподвижным и неожиданная атака. Другим способом будет сохранение духа в покое во время проведения быстрой и сильной атаки. Еще один способ — напрячь волю, приблизиться к противнику быстро и хладнокровно и атаковать его с полной концентрацией. Можно также, сохраняя дух в покое с начала до конца, атаковать противника мощно, с энтузиазмом, как бы идущим из глубины сердца.
  В tai no sen  во время атаки противника можно притвориться слабым, не принимая стойки. Когда он приблизится, отпрыгните назад, а затем атакуйте ту точку, где проявляется его расслабление. Другим способом является резкий шаг навстречу сопернику в момент его атаки, с тем чтобы нарушить его атакующий ритм; извлекая из этого выгоду, можно одержать победу.
  В tai tai no sen одним из способов является встреча внезапной атаки соперника спокойно, но твердо. Когда он приблизится, атакуйте его расслабленную зону из твердого положения на одном дыхании. Другой способ — это, когда соперник атакует, спокойно удерживать свое тело, как бы плывя. При его приближении оцените взглядом его состояние, а затем жестко атакуйте.
Miyamoto Musashi, Gorin no sho
 
 
GO NO SEN контратака (инициатива противника)
 
Tokaku teki ni sen o sasete katsu nari
Дать противнику инициативу и победить
- Добивайтесь победы в момент удара противника
- Делайте обманные движения, чтобы спровоцировать противника на атаку, и выигрывайте, когда он проводит удар.
- Если противник наступает без удара, ждите, пока он действительно нанесёт удар
Yagyu Shinkage-ryu
 
 
SHUGYO: NO MOKUTEKI   Цель тренировки
 
Keiko no mokuteki  
Цель тренировки
Главная цель тренировки — это полностью приспособить тело к основным приемам. Тогда в реальном поединке точные приемы и движения будут выполняться без сознательных усилий.
Yagyu Munenori, Heihoka denshu

 
 
TATAKAI NO YO:TEI   Главные моменты поединка
 
Kokoro wa karada ni tsurezu, karada wa kokoro ni tsurezu.
Дух и тело: ни одно, ни другое не должно главенствовать
Как в повседневной жизни, так и в поединке дух должен оставаться неизменным. Никогда нельзя ослаблять свое внимание, а стойку — принимать опрометчиво. Следует держать дух открытым и судить без предубеждения. Следите за тем, чтобы ваш дух не останавливался на чем-то одном, а плавно перемещался от одного предмета к другому.
Когда тело спокойно, дух не должен быть в покое, когда тело движется энергично, дух должен находиться в покое. Тело не должно влачиться за духом, а дух — за телом. Всегда, даже занимая положение осторожно, двигайтесь решительно.
Обогащая свой дух, не оставляйте в нем пустых мыслей. Оставаясь внешне мягким, в глубине своей души оставайтесь сильным. Никогда не допускайте других проникать в ваши реальные намерения.
Miyamoto Musashi, Gorin no sho
 
I o motte teki ni go:shi, sei o motte teki ni katsu   
Встречать противника с достоинством, побеждать силой
Независимо от обстоятельств, необходимо сохранять свое достоинство. Готовиться к встрече с противником нужно спокойно и смело. Не поддаваться его движениям называется достоинством. Противник может быть взят под контроль без единого движения.
Одоление противника с помощью собственных движений — это сила. Внутри спокойного достоинства прячутся тысячи перемен. Движение силы может справиться с десятью тысячами перемен. По существу, достоинство и сила — это одно и то же.
Kotoda Yahei, Ittosai sensei kempo sho
 
Teki ni yotte tenkaseyo
изменяться в зависимости от противника 
Сделайте приемы и тактику, которые пытается применять противник, вашими собственными. Сила против силы, гибкость против гибкости. Если он бьет — блокируйте, если он блокирует — отходите. Говорят, что в ответах на действия противника существует бесконечное множество вариантов.
Отвечайте на обычные атакующие тактические действия подобными, на неожиданную атаку — неожиданной атакой. Даже если у вас есть возможность сражаться с помощью обычной тактики, применяйте неожиданные действия. Или, притворившись, что готовите неожиданную атаку, перейдите к обычной тактике.
Это совершенно противоположно тому, что описано как обычный способ ведения поединка: если методы соперника обычны, применяйте необычные; если он применяет неожиданность — отвечайте обычными методами. Секрет неожиданности по сравнению с обычными методами и их взаимосвязь является, вероятно, одной из тонкостей поединка.
Kotoda Yahei, Ittosai sensei kempo sho
 
 
KAMAE  Позиция
 
Kamayuru to omowazu, kiru koto nari to omoubeshi 
Не заботясь о позиции, думать об ударе
Говорят, что секрет искусства ведения боя заключается в совершенстве chudan kamae. Или, что самое лучшее, занять одно из пяти положений — jodan, chudan, gedan, migi waki (правосторонняя стойка), hidari waki (левосторонняя стойка) — в зависимости от момента и противника.
В то время, как стойки можно разделить на пять видов, цель остается одна. Какой бы ни была стойка, она не является целью самой по себе; цель — поразить соперника. Блокирование меча противника, нанесение ему ударов — это все средства для достижения цели. Нельзя смешивать средства и цель.
Miyamoto Musashi, Gorin no sho
 
Kamae atte kamae nashi
Позиция есть, позиции нет 
Снизьте слегка jodan kamae, и он перейдет в chudan. Поднимите слегка chudan при необходимости, и он перейдет в jodan. Поднимите немного gedan в соответствии с обстоятельствами, и он перейдет в chudan. Если того требует ситуация, то легкий поворот к центру изменит migi waki или hidari waki на chudan или gedan.
Miyamoto Musashi, Gorin no sho
 
 
ME NO KUBARI    Использование взгляда
 
Heiho no metsuke  
Взгляд в бою
Важно охватывать глазами все сразу, глядя широко и глубоко.
В видении вещей присутствуют kan и ken. Проникновение в суть вещей — это kan; видение поверхностных феноменов — это ken.
Точно оценить удаленные условия и верно ухватить природу ближайших феноменов является секретным принципом искусства боя. Секрет успеха заключается в том, чтобы знать о мече врага, не глядя на него, конкретно оценить его характер и не поддаться на его движения.
Жизненно важно действовать в обе стороны (влево и вправо) не вращая глазами. Овладеть этим непросто.
Miyamoto Musashi, Gorin no sho
 
 
MA  Выбор дистанции
 
Kokoro ni ma o tomezu, ma ni kokoro o tomezu. 
Дух и дистанция: они не должны мешать друг другу
Ma [дистанция] — это ключ к победе. Однако, если вы вступаете в поединок на хорошей дистанции, естественно, что и ваш противник поступит так же.
В нашем стиле ведения боя расчет ма — это не просто аспекты дистанции и расположения, но извлечение выгоды из связи энергии и мощи с ритмом изменений дистанции. Не обращая внимания на грозящие опасности, используйте любое раскрытие соперника без колебаний и вырывайте инициативу в смертельной схватке. Если ваши мысли заняты ма, свобода движений невозможна. Если ваши мысли не заняты ма, то правильный выбор дистанции будет обеспечен. Когда ни ма, ни ваш дух, т. е. мысли, не мешают друг другу, то все изменения в вашем положении происходят естественно и достигается их бессознательное выполнение.
Ма — это не просто разница между близко и далеко; видеть все последствия изменения дистанции, не позволять сопернику овладеть инициативой, всегда владеть преимуществом и вести бой — вот кардинальные моменты ма в реальности.
Kotoda Yahei, Ittosai sensei kempo sho
 
 
CHANSU O IKASU  Использование шанса
 
Kao mo agesasezu uchi ni ute. 
Бить, не давая сопернику поднять голову
Не вдаваясь в размышления о том, возможно или нет сразить соперника одним ударом, наступайте безостановочно, не давая ему поднять голову. Случаи, предоставляющиеся для победы, редки. Чтобы не упустить свой шанс, чтобы победить наверняка, непрерывно наносите удары, пока соперник не будет разбит и физически и морально.
Yagyu Munenori, Heihoka denshu
 
 
SEMEKOMI   Атака
 
Munen muso: no uchi
Удар свободный от мыслей и идей 
Противник готовится нанести удар. Вы готовы нанести удар. Ваше тело приводится в состояние удара. Ваши мысли концентрируются на ударе. Ваша рука находится в самом естественном положении. С ускорением, огромной силой, скоростью делается удар. Это самый важный, munen muso [свободный от всех идей и мыслей], удар. Для достижения этого надо тренироваться до изнеможения.
Miyamoto Musashi, Gorin no sho
 
Sekka no atari  
Удар-молния
Удар-молния заключается в следующем. Когда меч врага и ваш меч вот-вот коснутся друг друга, не поднимая свой меч ни на йоту, выступайте вперед с максимальной силой. Сильные ноги, сильное тело, сильные руки — эти три силы должны быть объединены и удар проведен с быстротой. Этого невозможно достичь без настойчивой тренировки.
Miyamoto Musashi, Gorin no sho
 
 
HYO:SHI  Ритм
 
Hyo:shi o kokoroete sho:ri o tsukamu
Поймешь ритм, добудешь победу
Ритм присутствует во всем. Музыка и танец имеют свои гармоничные и мягкие ритмы. В боевых искусствах, в стрельбе из лука, в стрельбе, в верховой езде — во всем есть ритм и синхронность. Нельзя игнорировать ритм искусств и техники, и особенно нужно овладевать ритмом через тренировку в боевых искусствах.
Ритмы боевого искусства разнообразны. Прежде всего необходимо делать различие между приемлемыми ритмами и теми, которые не подходят в данный момент. Необходимо также научиться распознавать среди больших и малых, быстрых и медленных ритмов те, что отвечают вашим целям. Самый важный момент — знать ритмы выбора дистанции и своего соперника. Особенно если вы еще не овладели обратным ритмом. Значит, вы еще на полпути в своих тренировках.
В бою узнайте ритм соперника, применяйте ритм, который он не может принять, нарушайте его ритм и побеждайте.
Miyamoto Musashi, Gorin no sho
 
Hyo:shi o kuruwasete katsu  
Разрушьте ритм и побеждайте
Если противник использует свой меч с большим ритмом, примените малый ритм. Встречайте его малый ритм большим. Очень важно понимать, как сделать свой ритм отличным от ритма действий соперника; поскольку, если ритмы совпадают, ему легче будет применить свое оружие. Секрет поединка заключается в том, чтобы, намеренно разрушая ритм и темп соперника, одержать победу.
Yagyu Munenori, Heihoka denshu
 

желаете больше?

 

КАРАТЭ >  TOP  |  HKD  |  ПРО Каратэ  |