| RU | JP | EN |
 
BUJUTSU
БОЕВЫЕ ИСКУССТВА
 
ZEN
ДЗАДЗЭН-МЕДИТАЦИЯ
 
NIHONGO
ЯПОНСКИЙ ЯЗЫК
 

CHADO

ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ
 
IKEBANA
АРАНЖИРОВКА ЦВЕТОВ
 

ART Студия

ИСКУССТВО, ДИЗАЙН
 

Shogi | Go 

ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ
 

Образование

КУЛЬТУРА, ТВОРЧЕСТВО
 
JP-BY
ИНФОРМАЦИЯ, ФАКТЫ
 
СТАТЬИ

 

禅は「宗教」か?

山田 凌雲
三宝教団機関誌 暁鐘346号(2011 1・2月号) 巻頭言より掲載
 

 

Можно ли считать Дзэн религией?

Ямада Рёун

 

Дзэн – не религия. Я всегда продолжаю так говорить.

Сказать, что Дзэн не является религий – все равно, что сказать «буддизм – не религия». Однако такие слова как «Дзэн» или «путь Будды»[1] так или иначе тесно связаны с религиозными представлениями. И если многие еще как-то могут согласиться с тем, что Дзэн не является религией, то утверждение о том, что буддизм также религией не является, могут встретить непонимание.

Почему же Дзэн – не религия? И почему «путь Будды» – не религия? В попытке ответить на эти вопросы я, одновременно, хотел бы рассмотреть вопрос о том, почему термины Дзэн или «путь Будды» так тесно связаны с религиозными представлениями.

В начале обсуждения следует остановиться на основном вопросе – а что же такое религия? Говорят, сколько людей– столько и мнений. Тоже касается и определения слова «религия». Поэтому я хотел был привести наиболее типичное определение, отражающее обыденные представления о религии, из словаря «Кодзиэн»[2]: «Религия – это вера в божество или трансцендентный Абсолют, которые отличаются от наблюдаемых в мире вещей, а также ритуалы и связанные с ней структуры». Иными словами, формирование религии основано на признании существования сущности, трансцендентной силам природы или человека, а сама религия есть вера в такое трансцендентное существование и основанная на этой вере деятельность.

В таком случае, что же такое Дзэн? Я всегда утверждал, что Дзэн – это опытное открытие своего «истинного Я» и дальнейшие попытки персонифицировать это найденное «Я». Говоря простыми словами, Дзэн – это поиск и обнаружение своего истинного «Я». Иэтонепреувеличение. Объектом Дзэн, в конечном счете, является человеческое «Я» и ничто иное. Думаю, понятно, что религия, начинающаяся с признания трансцендентного бытия, которое превосходит личное «Я» и Дзэн – это совершенно разные вещи.

Что же можно сказать о буддизме? Как я уже писал в предыдущем выпуске журнала, Будда и «путь Будды» – это всего лишь способ назвать открытое вами «истинное Я». Найденное «истинное Я» едино со всем существующим. «Я» и вся вселенная изначально одно целое. Но для того, чтобы различить «истинное Я» и то, что существовало до него, используют слова «Будда» и «путь Будды». Я бы очень хотел, чтобы вы не забывали о том, что «Будда» – это иное название каждого из вас. Если же попытаться в конечном счете определить различие между словами «Будда» и «путь Будды», то можно сказать, что Будда – это истинное «Я», а «путь Будды» – способ функционирования этого «Я». В любом случае, каждое из этих понятий является не более чем описанием «истинного Я».

Почему же тогда слова «Дзэн», «Будда» и «путь Будды» обычно ассоциируются с религией или ее частью? Причина, по моему мнению, заключается в том, что «истинное Я» кардинально отличается от того «иллюзорного Я», которое мы принимали за реальность ранее. Признать, что вся Вселенная, все бытие и собственное «Я» – суть одно и то же, слишком уж противоречит нашим представлениям о себе до открытия «истинного Я». Если смотреть с точки зрения тех, кто не нашел «истинное Я», а именно – большей части всего человечества, будет наверное естественно сказать, что «Я» – это отдельное трансцендентное бытие. И поэтому такой подход попадает в область религии.

Кроме того, думается, что основной причиной смешения понятий «буддизм» и «религия» является позиция тех людей, которые несут ответственность за распространение «истинного буддизма», а именно, монахов и служителей монастырей, которые считают Будду трансцендентным существом и проповедуют веру в Будду.

В заключение хотелось бы отметить, что вопрос о том, считать ли дзэн или буддизм религией или нет, зависит от наличия или отсутствия практического опыта в открытии своего «истинного Я». Можно сказать, что быть свободным от религии означает переход от «веры» к «поиску и открытию истины существования» – процесс, в котором Дзэн и естественные науки сходятся все ближе и ближе.

В этом смысле миссия общества «Санбо Кёдан» заключается в де-религизации Дзэн. Следующие слова наставника Коун-роси исключительно точно отражают подобный подход: «Христиане, практикующие дзадзэн, станут еще лучшими христианами. Последователи ислама смогут стать еще лучшими мусульманами».

 

перевод выполнен по изданию:  Журнал «Санбо Кёдан», №346 (янв.-февр.), 2011.

(пер. с яп. Артеменко О.Л.)



[1]
Здесь слова «путь Будды» (буцудо:) употребляются в значении термина «буддизм».

[2]«Кодзиэн» (букв. – «сад слов») – один из наиболее авторитетных японских толковых словарей.